Эльбрус - двухвершинный конус вулкана, в настоящее время недействующего.
Эльбрус расположен в боковом хребте Главного Кавказского хребта, имеет округлую в плане форму с поперечником 18 км у основания и 1,2-1,5 км на высоте 5300 м.
Выше поднимаются два сросшихся вулканических конуса: Западная вершина - 5642,7 м.(высочайшая точка Европы) и Восточная вершина - 5621 м. Расстояние между вершинами составляет 1450 м. Перемычка между вершинами - "седловина" лежит на отметке 5376 м.
Начало маршрута восхождения на Эльбрус проходит по пешеходной дороге, проложенной в 1938 г. По ней доставляли строительные материалы для здания "Приюта одиннадцати". Место окончания дороги назвали "Ледовой базой" (3800 м). Отсюда по ледовым полям Эльбруса к месту строительства проложили четырехкилометровую санную дорогу, наведя надежные мосты через ледовые трещины. Вплоть до пуска в строй канатных дорог это был наиболее популярный путь к "Приюту одиннадцати". Теперь пользуются канатными дорогами "Эльбрус" и "Гара-Баши", затем более простой и короткой пешеходной дорогой до Приюта-11.
Как подготовится к восхождению на Эльбрус читайте в этой статье.
Маршрут восхождения на Эльбрус:пос. Терскол - вдпд. Девичьи косы - 95 пикет - 105 пикет - Ледовая база - Приют 11 - скалы Пастухова - седловина - вершина.
Дорога к заброшенной "Ледовой базе" МГУ идет по склонам лавового потока между долинами Терскол и Гарабаши.
От развилки дорог в долине р. Терскол серпантинами набираем высоту в красивом сосновом лесу. Дорога идет в западном направлении. Видны склоны Эльбруса
Выше леса дорога проходит мимо водопада Девичьи косы. Прямо с дороги открывается отличный вид на сам водопад и окружающие горы.
Издалека он кажется небольшим но подойдя ближе можно полностью оценить его размеры. К подножию водопада ведут тропы, можно подойти и искупатся в освежающих струях, или просто посидеть рядом и полюбоватся пейзажем.
Вскоре после водопада растительность заканчивается и начинаются бесконечные россыпи обломков лавы и прочих следов извержений Эльбруса.
Слева от дороги будут остатки строения это "95 пикет", от него тропы уходят влево с основной дороги, чтобы не делать лишний крюк, лучше свернуть на тропу которая начинается от развалин.
Выше поднимаясь в горы дорога проходит мимо обсерватории, и делая крюк выходит к ледовой базе.
Тропа которая началась от "95 пикета" опять выходит на дорогу, которая серпантином поднимается по обломкам лавового выхода. По дороге встретится еще одно почти разрушенное строение - "105 пикет". Это была промежуточная станция при строительстве Приюта 11 на склоне Эльбруса. Такое название она получила по тому что находится на 105м участке дороги от Терскола(каждый участок по 100 метров).
На этой высоте даже летом встречаются снежные надувы которые не расстаяли с зимы и засыпанные сверху камнями и песком участки ледника.
Поднимаясь по дороге выше, доходим до здания старой метеостанции которая находится совсем рядом с началом ледника и Ледовой базы. Это металлическая будка с двумя комнатами и мальенькой кухней. В комнатах есть нары на которых можно переночевать. До этого места можно неспеша и с рюкзаками подняться из Терскола за 1 день.
В нескольких минутах ходьбы от метеостанции находятся развалины Ледовой базы. Все сооружения находятся в полуразрушенном состоянии, без окон и дверей. Почти все помещения заметены снегом, так что переночевать там не удастся. Вообще база производит довольно удручающее впечатление и нагоняет уныние...
Сразу за развалинами начинается ледник. На леднике много трещин, так что необходимо идти в связках. Из ледника периодически вытаивают снаряды или патроны - "эхо войны". Также в снегах и льдах до сих пор находят тела солдат погибших во время Второй мировой войны.
Следуя по леднику на северо-запад маршрут выходит к Приюту 11.
Далее восхождение на Эльбрус продолжается по классическому южному маршруту.
Для выхода на вершину лагерь лучше всего разбить в районе Приюта 11 на скальных грубнях оставшихся от лавового потока.
Описание восхождения от Приюта 11 на западную вершину Эльбруса.
Другие маршруты восхождений на Эльбрус можно найти тут.