При подготовке к длительной поездке на мотоцикле или к мотопутешествию, наверное все сталкивались с вопросом - что с собой брать?
С одной стороны взять нужно все что может пригодится в дороге, с другой стороны места для багажа на мотоцикле не так уж и много. Тем более что управлять нагруженным мотоциклом который со всех сторон обвешан сумками и баулами намного сложнее, особенно на бездорожье. Да и габариты мотоцикла сильно возрастают, уже не получится протиснутся между машинами, хотя все конечно сильно зависит от дальности поездки, выбранного региона, погодных условий, требовательности мотоциклиста, наличия пассажира и многих других факторов.
Содержание:
- Как закрепить снаряжение на мотоцикле - мотокофры.
- Личные вещи, мотоэкипировка
- Ремнабор для путешествий на мотоцикле
- Список снаряжения для мотопутешествия
- Мотоэкип, снаряжение
- Одежда для прогулок
- Электронные устройства и навигация
- КЛМН
- Бивуак
- Гигиена
- Мотохимия
- Инструмент
- Снаряжение Мотоцикла
- Прочее
- Документы и деньги
- Еда, вода
- Аптечка
Советы мотопутешественникам
После трехмесячного путешествия на мотоцикле через всю Европу, мы собрали небольшой список советов которые могут пригодиться начинающим мото-путешественникам, или тем кто раньше путешествовал, но н...
Есть два основных подхода к подбору снаряжения. Первый, не брать с собой в мотопоездку ничего, кроме кредитной карты с определенной суммой денег на счету, жить в гостиницах, питаться в кафе и ресторанах и все необходимое покупать по мере необходимости. Этот подход удобен тем что мотоцикл не обвешан кофрами сумками и баулами, но требует наличия приличной суммы денег, и, возможно, лишает путешествие некоторой доли романтики.
Второй подход - "все свое ношу с собой". В этом случае все необходимые вещи и снаряжение берутся из дома, и крепятся на мотоцикле. Такой подход позволит сократить расходы в путешествии до минимума, дает возможность остановится на ночевку в любом понравившемся месте, а не дубасить по темноте в незнакомой стране в поисках хоть какого-нибудь отеля, а также путешествовать в абсолютно безлюдных регионах нашей планеты. Одним словом почти полная автономность. Однако есть один минус - все эти вещи нужно как-то перевезти на мотоцикле...
С первым подходом все просто - главное чтобы карту принимали к оплате во всех посещаемых странах и чтобы хватило денег. А вот по поводу второго подхода возникает масса вопросов: что брать, куда складывать, как не растерять по дороге и как закрепить на мотоцикле. Рассмотрим эти вопросы подробнее.
Как закрепить снаряжение на мотоцикле - мотокофры.
Казалось бы что тут сложного - купил кофры сел и поехал... Но не все так просто как кажется на первый взгляд. Существует два основных типа кофров - жесткие кофры ( пластиковые мотокофры или сделанные из металла) и мягкие мотокофры ( по сути, сумки из прочного материала). Про выбор между двумя этими типами мотокофров идет постоянный холивар на множестве тематических форумов, и каждый мотопутешественник отстаивает свою точку зрения. У каждой стороны есть свои доводы в пользу его любимой конструкции и еще больше аргументов против "вражеской" конструкции.
По опыту многих мотопутешествий можно сделать следующие выводы - металлические мотокофры лучше всего подходят для длительных автономных путешествий по бездорожью и "диким" местам, пластиковые мотокофры больше подходят для путешествий по асфальтовым дорогам с хорошим покрытием, где нет риска упасть в болоте или песках, мягкие мотокофры подходят практически для любых условий, но не обеспечивают сохранность вещей от кражи и влаги.
Также очень популярным является использование мотокофра, точнее сумки, которая крепится сверху на бак. Такой кофр может крепится к баку с помощью магнитов, строп и защелок, или к специальной платформе/чехлу которая предварительно одевается на бак. Такой кофр как правило имеет не очень большой объем, чтобы не закрывать обзор, и не мешать управлять мотоциклом. В него можно складывать предметы которые могут понадобится в первую очередь, например, термос с чаем или бутерброд, очки от солнца и прочую мелочь.
Очень удобной альтернативой кофру на бак, я считаю использование небольшого рюкзака. К мотоциклу я его креплю в трех точках - за верхнюю ручку он пристегивается к рулю или где-то в районе крепления руля к раме мотоцикла, две других в нижней точке крепления лямок или пояса рюкзака пришиваются два карабинчика которые стропами крепятся к баку или раме мотоцикла. Вариант с рюкзаком более удобен тем, что рюкзак можно одеть на спину в случае прогулки без мотоцикла и не беспокоится о сохранности вещей, это удобнее чем таскать в руках кофр.
Выбор мотокофров для мотопутешествия
Казалось бы что может быть сложного в выборе мотокофров - купил кофры сел и поехал...
Личные вещи, мотоэкипировка
Для путешествий на мотоцикле я считаю обязательным использование специальной мотоодежды или как ее называют - мотоэкипировки, в первую очередь она обеспечивает какую-то защиту в случае падения, и защитит вашу тушку от стирания об асфальт. Во вторых она защищает от ветра и осадков. И в третьих это просто удобно, поскольку туристическая мотоодежда, как правило, имеет множество карманов, куда можно положить кучу нужных вещей вроде телефона, кошелька, документов и прочей мелочи.
Всю мотоодежду можно разделить на два класса - текстильная и кожаная. Для длительных мотопутешествий лучше подходит текстильная мотоэкипировка, поскольку ткани из которых делается эта экипировка подобраны специально под требуемые условия использования и обладают всеми необходимыми характеристика - прочность, износостойкость, водостойкость. Кожаная мотоэкипировка, возможно, смотрится более стильно однако, кожа обладает лишь теми свойствами которыми ее наделила природа и сильно их изменить не возможно. летом на солнце в черной кожаной куртке у вас будет персональный переносной ад, при холодной погоде в ней будет холодно, а в случае намокания она будет сохнуть очень долго.
Все же стоит заметить что в случае длительного дождя текстильная мотоодежда рано или поздно тоже промокнет, а это, скажу по своему опыту, очень не комфортно, особенно если температура воздуха ниже +10 градусов. Так что лучше на случай дождя запастись дождевым костюмом ( дождевиком) для мотоодежды.
Но если вы не собираетесь все путешествие носить не снимая свою мотоодежду, то вам следует взять с собой некоторое количество "обычной" одежды, и дополнительную пару удобной обуви. Ведь ходить по городу в мотоботах очень не удобно. Выбор одежды зависит от ваших личных предпочтений, лично я предпочитаю удобную и практичную одежду "туристического" вида. Она полностью подходит для свободного от езды на мотоцикле времени, проводимого в путешествии - легкая, занимает мало места, удобная, функциональная, как раз то, что нужно. Из обуви лучше всего подойдут кроссовки.
Ремнабор для путешествий на мотоцикле
Сюда я отношу все те вещи которые могут понадобится для обслуживания и ремонта мотоцикла.
Если у вас мотоцикл с цепным приводом, то обязательным атрибутом в путешествии будут средства по уходу за цепью - смазка и очиститель, если поездка не очень длительная и не предвидится большое количество грязи то можно обойтись без очистителя, только смазкой.
Также в поездке очень пригодится пачка влажных салфеток для протирания визора мотошлема от размазанных мух и прочих насекомых, такие салфетки очень хорошо удаляют даже засохшие ошметки насекомых.
К сожаление от различных проблем и поломок не застрахован ни один механизм, в том числе и мотоцикл. Так что нужно быть готовым устранить мелкие проблемы с мотоциклом самостоятельно. Для этого понадобится некоторый набор инструментов и хотя бы примерное представление, что где находится, как работает и зачем нужно. Это не значит что обязательно нужно знать как полностью раскрутить двигатель мотоцикла и заменить поршень, так как современные мотоциклы довольно надежные и с большой вероятностью не доставят хлопот в дороге. Однако как поменять лампочку в поворотнике, или подтянуть цепь следует знать каждому мотопутешественнику.
Ремнабор для мотопутешествия
Как и любая техника мотоцикл требует некоторого ухода. По этому перед тем как отправится в дальнюю дорогу стоить провести ТО мотоцикла, и проверить его основные узлы -...
Бивачное снаряжение
Это снаряжение для организации ночевки в полевых условиях. Прежде всего к этой категории снаряжения стоит отнести палатку (или тент), спальный мешок, коврик (каремат). Все эти вещи нужны чтобы с комфортом провести ночь, хорошо выспаться и набраться сил для продолжения путешествия. К сожалению эти 3 вещи занимают довольно много места и имеет приличный вес. В условиях автономного путешествия с ограниченным размером багажа нужно тщательно подойти к выбору снаряжения для соответствия их предполагаемыми погодным условиям. Сейчас существует огромное количество моделей палаток, спальников и ковриков и разобраться в них с первого раза и подобрать то что нужно именно тебе, бывает сложно. Поэтому рассмотрим по отдельности каждый элемент снаряжения.
Палатка
Выбор палатки - это серьезный вопрос который встает при подготовке к путешествию.
Поскольку путешествия на мотоцикле обычно совершаются в теплое время года и не предусматривают каких-то сверх-сложных погодных условий, не имеет смысла брать самую крутую альпинистскую штурмовую палатку с повышенной ветроустойчивость, снежными юбками и прочими наворотами. Главным требованием будет компактность упаковки и удобство использования. Однако не стоит и сильно экономить и брать самую дешевую китайскую палатку, поскольку она может подвести в самый неподходящий момент - начнет протекать под дождем или поломается молния на входе, или еще что-нибудь оторвется. Лучшим вариантом будет походная палатка начального уровня от какого-нибудь известного производителя, это обеспечит приличный уровень качества материалов и изготовления. Такая палатка прослужит вам много лет.
Сейчас большинство представленных на рынке палаток - двухслойные, то-есть состоят из двух слоев ткани, это обеспечивает больший комфорт, однако увеличивает вес палатки. Встречаются также однослойные палатки, они как-правило намного легче и компактнее двухслойных, но за выигрыш в весе приходится платить комфортом. В такой палатке внутренняя поверхность покрывается конденсатом, который собирается в капли, и может намочить вещи находящиеся внутри.
Выбор палатки для путешествий
Если вы решили выбрать палатку и зашли в туристический магазин в надежде, что вот у меня есть деньги и желание – сейчас у меня будет палатка, вы ошибаетесь. Ведь перед...
Спальный мешок
Еще один атрибут обеспечивающий полноценный ночной отдых на природе во время мотопутешествия. Казалось бы летом в жаркую погоду можно переночевать и без спальника, однако ночью, и особенно под утро температура воздуха может значительно понизится и спать без спальника будет холодно. Так что даже летом нужно брать тонкий летний спальный мешок. Вообще, основной характеристикой спального мешка является температура, при которой в нем комфортно будет ночевать.
Выбранный для мотопутешествия спальник должен соответствовать ожидаемой температуре воздуха, нет смыла возить с собой теплый спальный мешок для зимних походов или альпинистских восхождение, если вы едет на мотоцикле по теплым странам, да еще и летом, это спальник будет занимать слишком много места и спать в нем будет все равно жарко. Для таких мотопоездок лучше подойдет компактный килограммовый (или даже меньше) спальный мешок для теплой погоды.
Стоит также обратить внимание, что со временем, утеплитель в спальнике имеет свойство слеживаться, и спальник перестает “греть”, так что лучше взять более тонкий, но новый спальник, а не старый более тяжелый, “греть” они будут примерно одинаково.
Коврик
Основное назначение коврика - это защитить ваше тело от холодной земли во время сна, по этому основная характеристика коврика это теплопроводность, чем она меньше тем лучше. Также коврик обеспечивает более комфортный сон на неровной поверхности.
Существует много разновидностей туристических ковриков/карематов, от надувных (самонадувающихся) до самых простых из пены различного состава, плотности и толщины. Выбор зависти от ожидаемого уровня комфорта и личных предпочтений.
В окончании раздела про бивачное снаряжение, хочу поделится одним методом который позволит несколько сократить размер снаряжение - если у вас есть пара - девушка/парень с которой вы все время путешествуете, то удобно использовать двухместный спальник и коврик, по весу и объему они будут намного меньше чем два одинарных комплекта, и спать в таком спальнике намного теплее.
Снаряжение для приготовления пищи
После целого дня на мотоцикле не плохо было бы и поесть, как всегда, есть много вариантов как это сделать. Можно заехать на какую-нибудь крупную заправку и купить сендвич, или что-то наподобие и запить колой, вариант не самый дешевый и не самый полезный. Можно заехать в придорожное кафе и за цену сендвича с заправки полноценно поесть. Или третий - самый туристический вариант, приготовить еду самостоятельно. С первыми двумя вариантами питания в мотопутешествии все просто, рассмотрим подробнее третий вариант, а именно - как приготовить еду в мотопутешествии.
Для приготовления горячей пищи первое что нам потребуется - это огонь. Можно развести костер, но это не всегда законно, и в ряде стран может карается большим штрафом. По этому такой вариант не рассматриваем, его легальная замена - это использование туристических горелок.
Горелки можно разделить на два типа по виду топлива - газовые и жидко топливные. Для газовых горелок нужны специальные баллоны с газом. Такие баллоны можно купить в любом спортивном магазине, главное проверить, чтобы разъем для подключения на баллоне подходил к вашей горелке. Чаще всего в продаже бывают 250 и 450 граммовые баллоны. Одного 450 граммового баллона хватит примерно на 2 недели на 2 человек.
Второй - жидкотопливный тип горелок использует, как можно догадаться по названию, жидкое топливо, например бензин или керосин. Тип топлива которое можно заливать в горелку указывает производитель, он зависит от конструкции самой горелки и в частности от форсунок. Кстати, то что у нас еще с советских времен называют "примус" это типичная жидко топливная горелка. Использование такой горелки несколько хлопотней, чем газовой. Нужно сначала в специальную емкость залить топливо (например очищенный бензин - калошу) потом насосом на емкости накачать внутрь немного воздуха, чтобы создать давление. После этого нужно открыв краник выпустить немного топлива в горелку, затем закрыв кран поджечь вылившуюся жидкость. Когда горелка прогреется и топливо в подающей трубке закипит, горелка переходит на нормальный режим работы - сгорание паров топлива, а не жидкости, появляется привычное синее пламя, как на газовой плите. После этого нужно вновь открыть подачу топлива из емкости и приступать к приготовлению. Звучит все сложно но после пары пробных запусков не вызывает никаких трудностей и не занимает много времени. Но, конечно, с газовой горелкой все проще, она не может засорится от некачественного топлива, не воняет бензином (или керосином) и не содержит такого количества деталей требующих ухода, да и стоит дешевле. Зато хорошая жидкотопливная горелка может работать не только на 95 бензине, но даже и на дизельном топливе. Например MSR HGK Ex, эта горелка американского производителя считается одной из лучших, но и стоимость у нее соответствующая.
Отдельно стоит упомянуть, так называемые системы приготовления пищи - это конструкция из горелки и котелка которые соединяются вместе и позволяют значительно ускорить процесс закипания воды и сэкономить газ. Например по словам производителей, чтобы вскипятить 1 литр воды потребуется примерно 3,5 минуты. Первой фирмой которая додумалась до такой конструкции стала Jetboil. Они взяли кружку, приделали к ней снизу радиатор для улучшения теплообмена, сделали горелку которая прочно крепится к кружке и оснастили ее защитой от ветра. Сейчас существует несколько производителей которые выпускают подобные системы. В результате такая конструкция оказывается намного легче и эффективнее чем обычная кружка поставленная на горелку.
У каждого подхода есть свои достоинства и недостатки, и каждый выбирает для себя какой подход ему больше подходит.
В качестве посуды в мотопутешествии лучше всего подойдет пластиковая или металлическая посуда, она универсальная, прочная и не боится ударов. Для приготовления пищи на 1-2 человек достаточно котелка на 1-1,5 литра. Если есть металлическая кружка, то в ней, можно будет сварить чай, а не ждать пока освободится котелок от супа или каши. В общем сейчас существует огромный выбор туристической посуды, которая стоит не очень дорого, зато будет гораздо удобнее обычной. Для тех кому некуда девать деньги, есть даже титановая посуда, которая на пару грамм легче обычной.
Вот пожалуй и все, что стоит сказать про снаряжение для приготовления и поглощения пищи. Главное не забыть ложку и кружку. Без остального можно прожить
Полезные мелочи
Обязательно берите с собой фонарик, лучше налобный, чтобы в темноте не искать что-то на ощупь или подсвечивая зажигалкой. Также фонарик пригодится чтобы рассмотреть какие-нибудь внутренности мотоцикла.
В прохладную погоду термос с горячим чаем будет очень полезной вещью. Также для холодной погоды можно запасти парочку химических согревающих пакетов, их можно купит в аптеке или туристическом магазине. Принцип их действия очень просто - разорвать герметичную упаковку, достать пакет с порошком, встряхнуть его и положить в перчатку или ботинки. Он будет согревать вас в течении нескольких часов.
Несколько резиновых жгутов и строп могут очень пригодится чтобы закрепить какую-нибудь часть груза сверху на мотоцикле.
Металлический тросик или вело-замок пригодятся чтобы пристегнуть к мотоциклу шлемы на время прогулки.
Если планируете останавливаться в гостинице или хостеле возьмите тройник, по тому что как правило, розеток в номере не достаточно чтобы заряжать сразу все телефоны/фотоаппараты и прочие гаджеты. Также очень удобно установить на мотоцикл прикуриватель и USB адаптер, так можно будет заряжать что-то во время стоянки или даже в движении.
Есть еще множество нюансов, и вопросов которые могут возникнуть при подготовке к длительному мотопутешествию. После возвращения из нашего путешествия на мотоцикле вокруг Европы, мы решили написать небольшую статью с полезными советами - Советы мотопутешественникам, думаю тем у кого нет большого опыта, будет полезно прочитать ее, чтобы не совершать ошибок.
А подробнее о нашем мотопутешествии можно почитать тут:
Мотопутешествие вокруг Европы 2015
Мотоцикл в гараже, вещи постираны, палатка высушена и свернута, теперь можно подводить итоги нашего мотопробега "вокруг Европы".
Наше мотопутешествие было част...
Интересный видеоролик, о том, что взять с собой в путешествие на мотоцикле, от известного мотопутешественника - Алексея Коровина, который, к сожалению, умер от малярии во время своего одиночного путешествия по Африке.
Ну и наконец, ниже приведен полный список, того что мы обычно берем с собой в путешествие на мотоцикле.
Список снаряжения для мотопутешествия
Мотоэкип, снаряжение
- Мотокуртка с защитой или отдельно куртка и мотозащита.
- Мотоштаны с наколенниками
- Дождевик (комбез или штаны + куртка + бахилы)
- Шлем
- Рации, переговрыне устройства
- Подшлемник
- Мото перчатки тонкие и толстые
- Мотоботы или другие ботинки
- Термобелье
Одежда для прогулок
- Штаны
- Шорты
- Кроссовки
- Футболки
- Носки
- Трусы
- Полотенце
- Куртка
- Свитер или флиска
Электронные устройства и навигация
- Фонарик
- Навигатор
- Зарядка для навигатора, если надо
- Карты, описания маршрутов
- мобильный телефон
- зарядка для мобильного
- возможно пауэрбанк
- адаптер USB для прикуривателья
- провод USB для зарядки
- фотоаппарат
- штатив
КЛМН
- Кружка
- Тарелка - миска
- Ложка
- Нож
- Газовая или бензиновая горелка
- Спички, зажигалка
- губка для мытья посуды
Бивуак
- Палатка
- Коврик
- Спальник
Гигиена
- Мыло
- Зубная паста
- Зубная щетка
- Крем солнцезащитный
- Шампунь
- Полотенце
- Расческа
- Репеллент
- Туалетная бумага
- Влажные салфетки
Мотохимия
- Средство для мойки визора от мошек или Салфетки для протирки визора
- Смазка для цепи
Инструмент
- Набор головок торцевых
- Свечной ключ
- Свечи
- Вороток
- Гаечные ключи
- Предохранители
- Запасные лампочки
- Заплатки для камер с клеем (Ремкомплект для колес, запасные камеры)
- Насос велосипедный
- Монтажки
- Набор шестигранников
- Стяжки нейлоновые
- Пассатижи
- Шланг для перелива бензина
- Всякие гайки и винтики, проволока
- Пару кусков провода
- Изолента
- Тестер, мультиметр
Снаряжение Мотоцикла
- Боковые кофры или текстильные сумки
- Центральный кофр или сумка
- Непромокаемые чехлы для сумок на случай дождя
- Трос противоугонный или цепь с замком
- Резинки и стропы для крепежа груза
- Кофр - сумка на бак
- Моточехол
Прочее
- Ручка
- Скотч
- Пакеты под мусор и обычные большие (вдруг ноги промокнут)
- Ножницы
- Очки темные
Документы и деньги
- Паспорт
- Техпаспорт на мотоцикл
- Права
- Запасные ключи
- Деньги
- Банковские карты
- страховка
Еда, вода
- Перекус - сухофрукты, орехи, шоколад
- Бутылка воды минимум 1 литр
- Чай, кофе, сахар.
- Продукты
Аптечка
- Бинт
- Вата
- Активированный уголь
- Анестетики
- Йод
- Пластырь
- Лекарства на свое усмотрение