Перелет в Боливию, всего два часа и мы в Ла Пасе, но этому не суждено было сбыться. Всего за 20 часов до вылета рейс отменили, а в замен предложили ехать автобусом. Говорят в 22 выезд и утром вы в Ла Пасе.
Где-то я прочитала, что визы по прибытию Боливийцы ставят только в аэропортах. Поэтому мы долго и с пристрастием допрашивали сотрудников Peruvian airlines сможем ли мы получить визы на наземной границе. Вроде сможем...
Нам привезли билеты на автобус прямо в отель и в 21:30 мы были на автовокзале. Нам взяли хорошие места на первом этаже автобуса, там сиденья сравнимы с бизнес классом в самолёте, а вверху обычный эконом.
Мы решили, что мы же едем в другую страну и перуанские соли нам уже не нужны. Потратили все, ну может 20 копеек осталось и тут на вокзале выясняется, что есть еще терминальный сбор 1.4 соля с человека. Хорошо, что попались хорошие туристы и подарили нам 5 солей. В общем, об этом просто надо знать и помнить... Кстати, в Пуне тоже самое.
Билеты у нас с пересадкой в Пуне. Автобус из Куско пришел в Пуну по расписанию в 6 утра, а в 6:45 должен выехать следующий, правда выехал он в 7:00 и выяснилось, что он не прямой до Ла Паса, а через местный курорт Копакабану... И там еще и пересадка.
Похоже они просто не набрали на два автобуса людей, но байка была, что второй поломался.
Визы делают спокойно и без вопросов, от украинцев требуется одно фото, копия паспорта, копия кредитки одна сторона или выписка из банка, копия брони отеля, авиабилеты на вылет, по хорошему из Боливии, если нет то из Южной Америки, но никто не проверяет и мы вообще случайно дали билеты на полет на остров Пасхи :) Если что тут же есть ксерокс и принтер, мы бронь отеля делали на 10 минут раньше в автобусе.
Далее фото, подпись анкеты, оплата 100$ человек, можно в боливианах, а можно в долларах. Кстати, купюру 2001 года не приняли :(
И все виза у вас в паспорте, далее в другом окошке проставляют штамп в паспорте и миграционной карте и вторую часть карты вы должны хранить до выезда из Боливии.
Далее для нас начались развлечения, в Копакабане пересадка, спрашиваем когда следующий автобус говорят через 1 час, в реальности через полтора. Пока гуляли купили воду, потом решили купить еще печенье в дорогу - нам чуть воду не приписали еще раз. Я говорю, что вода наша, делает вид, что не понимает. Но после того как еще пару посетителей продавцу это сказали она поверила (или решила согласиться) и отдала сдачу как положено.
В другом месте встретили такую же торговку, которая хватала девочек туристок за все что есть и говорила, что они у нее украли что-то. Видимо в этом городке нельзя подходить к киоску, если у тебя в руках что-то из их ассортимента.
Наконец мы выехали. Нам долго доказывали, что мы ждем так долго потому что наш автобус лучший и главное с туалетом. Туалет конечно оказался заперт наглухо.
Все автобусы, которые идут из Копакабаны в Ла Паз должны воспользоваться паромом. Паромы для машин только немного лучше, чем их африканские собратья. Но самое интересное, что все пассажиры должны выйти и за дополнительные 2 боливиана проехать на другую сторону на пассажирской лодочке...
Долго коротко ли к 5 вечера мы добрались в Ла Паз. Хорошо еще, что автовокзал недалеко от центра, а наш отель находится почти между центром и автовокзалом. Поэтому мы за 10-15 минут пешком добрались до места нашего проживания.
Прогулка по вечернему Ла Пасу показала, что какого-то туристического центра тут нет, есть немного более туристических улиц в районе костела Сан Франциско. Тут же найбольшее скопление туристических агентств.
Зайдя в пару штук мы выяснили, что тут могут предложить:
- Тур на велосипедах по дороге смерти
- Долина луны и соседняя гора со смотровой площадкой
- Исторические развалины
Вот в общем то и все. Мы еще смогли, случайно заметив рекламу, вытянуть информацию про квадроциклы и мотоциклы в долине луны. Также есть еще многодневные туры на солончак Уюни и в джунгли.
Обсудив плюсы и минусы, мы решили завтра ехать на дорогу смерти, потом денек отдохнуть и погулять по Ла Пасу, на третий день съездить на квадроциклы в долину Луны и вечером уехать в Уюни и после ночного переезда сразу отправиться на солончак.
И вот утро нас забрали бусиком от отеля. В машине еще 5 туристов. Так что группа небольшая и это хорошо. Меньше шансов, что кто-то будет тормозить на спуске.
Тур на дорогу смерти на целый день стоит от 350 боливианов за хардтейл + вход 50 и от 450 боливианов за двухподвес + вход. В принципе, это минимальные цены, которые мы нашли/выторговали, чаще всего со старта дороже. Но стоит сказать, что в другом месте вам предложили дешевле - как цена падает. У нас на хардтейлы она упала с 400 до 300 + вход.
Старт маршрута находится в Cumbre на высоте почти 4700 метров. Тут все одевают защиту, одежду, шлемы, перчатки. Конечно большинство снаряжения довольно китайского качества. Но у других групп было не лучше.
Теперь около 30км вниз по горным серпантинам. Это новая дорога так что тут асфальт и ничего сложного.
После асфальтовой дороги опять грузимся в бусик и теперь уже едем на старую дорогу смерти.
Въезд 50 боливианов с человека, оплачивается на чек-поинте.
Перед дорогой смерти пауза на перекус и краткий инструктаж, который заключается в "не спешите и аккуратно".
И вот инструктаж пройден, перекус съеден, опустились облака и начался дождик - отличные условия для старта!
Дорога почти постоянно идет вниз то более круто, то положе. Иногда немного расширяется, а иногда сужается, так что с машиной уже не разминуться.
Дорога петляет вдоль обрыва, иногда встречаются водопады - это места скопления туристов, тут все фотографируются и снимают видео.
В целом остановки каждые 10-20 минут - собрать группу вместе.
Только выехали с очередного места сбора, не проехали и 10 минут смотрю, а наши ребята опять стоят, а один даже прилёг. Оказалось, что товарищ из Туниса решил погоняться и похоже не рассчитал скорость, вылетел в канаву (со стороны стены) и перелетел через руль.
Все указывает на то что у него могут быть сломаны ребра, плюс оказалось, что он помнит только имя друга, но не помнит где он находится, так что еще и сотрясение похоже...
В общем, увезли его с другом до ближайшего чек-поста, а там скорая и больница. Больше у нас с ними связи не было, но надеюсь что все обошлось не очень серьезно.
Еще немного спусков и самый интересный и опасный участок закончился, а на встречу проехала скорая. Мы погрузились в машину и поехали на обед. В турах на дорогу смерти обычно включен обед и душ, так что есть возможность отмыть с себя всю грязь и пот, а также подкрепиться.
В город мы вернулись уже около 19:30-20.
Второй день в Ла Пасе мы отдыхали... Прошлись по смотровым площадкам, зашли на пару рынков, прокатились на Телеферико.
Один из рынков это так называемый рынок ведьм Mercado de las Brujas. Сейчас это в большей степени сувенирный рынок, но здесь все еще можно найти сушенные зародыши лам, а так же просто сушенных лам, всякие травы и зелья, мы видели еще кого-то сушеного, но определить, кто это не смогли.
Второй рынок Mercado Rodriges более традиционный, но зато тут много колоритного боливийского народа. Для туриста тут еще будет интересно обилие фруктов по очень приятным ценам.
Телеферико - это канатная дорога, такое себе надземное метро. Есть множество веток разного цвета, они обозначены на картах maps.me.
Стоимость проезда на одной ветке 3 боливиана. Мы выбрали фиолетовую ветку, по которой из центра можно заехать в эль Альто El Alto более высоко расположенный район, а по сути в отделеный город. Если выйти на промежуточной станции, то рядом со станцией можно найти пару мест с хорошим обзором на Ла Паз и окружающие его горы. Хотя все равно лучший вид с канатки ;)
И вот настал третий и последний день в Ла Пасе. С самого утра мы решили поехать в Лунную долину. Туда конечно же есть экскурсии, но зачем если из центра от костела San Francisco можно доехать городским автобусом номер 43 всего за 2.5 боливиана или любой маршруткой с надписью Mallasa за 2.6.
Путь занимает 30-40 минут и вот мы у входа. Для иностранцев вход стоит 15 боливианов. На территории есть туалет и похоже когда-то было или будет место под киоски, но пока только туалет. Так что воду лучше взять с собой.
По территории проложено два маршрута на 15 и 45 минут. Этого времени хватит, чтобы неспеша пройтись и все посмотреть.
Таких лунных долин в окрестностях Ла Паса множество, просто именно в этом месте сделали удобные тропинки, обзорные площадки и поставили лавочки.
Сама лунная долина напоминает маленькую глиняную копию Брайс каньона в США. Такие же худи, только тут поменьше и не такие цветные.
В районе Лунной долины есть еще маршруты для квадроциклов и мотоциклов. Лучше всего договариваться в самом поселке Mallasa, тут цена будет гораздо ниже, чем предлагают в Ла Пасе - в основном, это около 100 боливианов за час не важно мотоцикл или квадрик.
Мы выбрали самый короткий вариант на 2 часа. На этом маршруте есть пара обзорных точек. Не стоит ожидать, что маршрут проходит где-то по природе... Он проходит через местные поселочки, большей частью по убитой грунтовке. И эта грунтовке в плане езды гораздо интереснее точнее техничнее, чем большинство маршрутов для квадроциклов в Турции и Египте.
Назад мы решили поехать на канатной дороге Телеферико. От долины Луны до нее надо или подъехать на автобусе/такси или дойти пешком около 5км. Мы выбрали второй вариант. И идя вдоль дороги посмотрели еще множество других примеров работы ветра и воды над местным ландшафтом.
Из этой окраины Ла Паса идёт зеленая ветка Телеферико, а окраина является элитным районом с множеством новых современных высотных домов, а также частных вилл с бассейнами и смотровыми площадками. Все это очень хорошо видно с канатки.
Ну вот и вечер, а мы на автобусе отправляемся в Уюни на всемирно известный солончак Уюни.
Солончак Уюни, термальные поля и фламинго в Андах
Рано утром мы прибыли в городок Уюни, сегодня начинается наш трехдневный тур на солончак Уюни.
Солончак Уюни находится на высокогорном плато Альтиплано на высо...
На этом наши приключения в Южной Америке не заканчиваются! Подписывайтесь на нашу группу в facebook Phototravel - самостоятельные путешествия
А видео из наших путешествий можно посмотреть на youtube канале Phototravel