Остров Пасхи один из самых удаленных от суши островов. Загадочный остров посреди огромного Тихого океана, который охраняют статуи моаи...
Многие слышали о острове Пасхи и видели фотографии этого острова, но не многие на нем были. Даже сейчас, когда путешествия стали более доступны сюда приезжает всего около 100 тысяч туристов в год. А в Европейские столицы по несколько миллионов в каждую.
На остров Пасхи летает всего одна авиакомпания из Сантьяго, столицы Чили, и еще есть рейсы с острова Таити. Во время нашего путешествия по Южной Америке мы планировали заезд в Сантьяго, ну и как в таком случае устоять и не слетать на остров Пасхи?!
Остров Пасхи пугает путешественников не только своей удаленностью, но и стоимостью.
Итак немного фактов о острове Пасха и пути туда:
- Перелет из Сантьяго длится около 5 часов
- Летает только одна компания монополист LATAM
- Стоимость билетов, если повезет 350-400$, а в среднем 700-800$
- Разница во времени со столицей Чили 2 часа
- Стоимость проживания в кемпинге от 25$, средняя цена на отель 100-150$, на airbnb можно найти минималистическую комнату за 30-40$. А если зарегистрироваться по нашей ссылке, то еще и получить бонус около 40$
- Цены на продукты в магазине в 1.5-3 раза выше, чем на континенте
- Цены в кафе на главное блюдо от 10-12$, в среднем 20-30$
Ну хватит о затратах, если вы уже собрались лететь на остров Пасхи вы с ними должны были смириться, ну или захватить с собой побольше продуктов с континента, благо в цену включены два багажа по 23 кг ;)
5 часов перелета позади и мы на острове Пасхи. От самолёта в аэропрт идем пешком, вход сделан в традиционном стиле в виде навеса покрытого пальмовыми листьями, тут же в теньке под деревом стоит маленький моаи.
Аэропорт находится прямо на окраине местной столицы городка Ханга-Роа. А так как городок небольшой, то если вы сняли жилье в центре, то за 15-20 минут дойдете пешком.
Большинство приезжих живут в отелях и заказывают трансфер. Их встречают и по полинезийской традиции надевают ожерелье из цветов на шею. Нас же никто не встречал, поэтому мы просто одев рюкзаки пошли искать наш дом и хозяйку по имени Ханана.
Если будете бронировать жилье через airbnb посмотрите местоположение по карте, так как номеров домов у них нет и в адресе будет просто улица, чего может быть недостаточно, если это просто дом, а не отель.
Не быстро, но мы нашли наше жилье, хозяйки не было дома, поэтому какое-то время нас развлекал сосед Гилберт, а заодно упражнялся в английском.
Комнатка оказалась как на фото - маленькая, но аккуратная. В доме есть газовая плитка, холодильник, душ. Так, что как и писала Ханана все необходимое. Цена как за кемпинг, но все таки крыша над головой удобнее, особенно когда через день дождь.
Наша зима на острове Пасхи считается сезон, а в феврале вообще проходит ежегодный фестиваль в течении которого цены еще сильнее выростают. Но даже в сезон на острове Пасхи довольно часто идут дожди, климат тут влажный субтропический так что это нормально. Но даже если пошел дождь, то скорее всего через 5-10 минут он закончится, а на небе снова появится палящее солнце.
Столица Ханга-Роа расположена на берегу, а вдоль берега расположены моаи, на территории городка есть несколько одиночных статуй, а вот недалеко от кладбища есть платформа аху Тахаи, где расположилось сразу 5 моаи, рядом еще один лежит уткнувшись носом в траву и парочка одиночек возвышается поодаль. Одному моаи даже кораловые глаза реставрировали.
Именно возле аху Тахаи и собираются туристы вечером, чтобы посмотреть как солнце садится в океан прямо за спинами моаи.
В первый день на острове мы решили никуда не ехать, а прогуляться к кратеру вулкана Рано-Кау и ритуальной деревушке Оронго.
К кратеру Рано-Кау можно доехать на такси, арендованной машине, велике, квадроцикле или мопеде. Да все это можно легко и без предварительной брони арендовать в поселке, правда цены не очень гуманные. Мотоцикл - 30-35 тыс. песо, квадроцикл - 50-60 тыс.песо, а машина и вовсе от 80 тыс.песо. В 2019 курс был 1$ - 780 песо.
Но не транспортом единым... Также в кратер Рано-Кау можно подняться по тропе, которую использовали и местные жители поднимаясь в Оронго для ритуалов. Весь путь занимает около 1 часа, тропа длиной примерно 4-5км и перепад по высоте около 300 метров.
В кратере вулкана Рано-Кау образовалось дождевое озеро, которое уже покрыто множеством водных растений.
На входе в Оронго проверяют билеты на вход в национальный парк. Стоимость билета для взрослого иностранца 80$, для детей до 12 лет - 40$. Билеты можно купить или в аэропорту по прилету или в Ханга-Роа, но часы работы туристического офиса не очень удобны, так что проще в аэропорту. Все равно багаж долго ждать.
В поселке Оронго проводили различные ритуалы, в том числе тут стартовали ежегодные соревнования на звание человек-птица года. Именно отсюда участники должны были спуститься, а потом доплыть до острова Моту-Нуи, где находились пока не найдут яйцо морской птицы манутара. Первый, кто найдет яйцо и принесет его в Оронгу становился человеком-птицей года.
Ну да хватит истории, ее везде можно прочитать...
По сравнению с другими туристическими достопримечательностями тут очень немного туристов. Ходят вокруг человек 20-30 и все. Хорошо, никто не мешает наслаждаться видами на бескрайний океан.
Вечером мы исследовали рынок предложений проката велосипедов. Остров Пасхи совсем небольшой, самая длинная сторона 24км, и маршрут в дальний конец острова к пляжу Анакена, вулкану Рано Рараку и другим интересным местам казался легко реализуемым на велосипеде. Всего каких-то 50км за день...
Велосипеды дают на прокат множество фирм, в основном цена за 8 часов - 8000, и за 24 часа - 12000. Если брать хотя бы на два дня, то цена за 24 часа падает до 10000.
Нам было достаточно 8 часов, хотя при аренде нам вписали время возврата через 10.5 часов, так что можно смело брать на 8 часов, времени хватит.
На следующее утро мы выехали около 10 утра, пришлось повозиться с выбором велосипедов, а потом с открытием замков, так как местные работники уже перепутали все коды и открыть замки не могли...
Кстати, местное население очень расслабленное и неспешное, если у вас мало времени и четкий график, то ему придется потесниться в местных реалиях.
Также поражает техническое состояние всего. Те же велосипеды можно было бы смазывать и хоть немного обслуживать и они были бы в гораздо лучшем состоянии, тем более что велики достаточно неплохие. То же самое с местными машинами - они все побитые, ржавые, с отваливающимися деталями, довольно часто встречаются машины без боковых окон, а иногда и без лобового стекла.
Местные дома тоже далеки от идеала аккуратности и только домики для туристов выглядят более опрятно, хотя боюсь что только выглядят...
Итак мы с велами и уже едем на встречу новым моаи! На картах maps.me обозначены все интересные места и моаи. Только вот незадача, даже если обозначены моаи, то зачастую это платформа аху с парой камней сверху, иногда заваленный моаи. Действительно хорошо реставрированных платформ с моаи на острове всего несколько и мимо них сложно проехать.
Мы поехали к пляжу Анакена по побережью через Рано-Рараку и аху Тонгарики.
Дорога вьется вдоль берега с небольшими перепадами высоты. Солнце еще не очень высоко, но уже обжигает. Ветер, как и обычно у всех велосипедистов, дует в лицо.
По дороге мы заезжали к нескольким аху, но ничего особо интересного не нашли. Также есть зона с восстановленными жилищами древних рапануйцев (по полинейзийски остров Пасхи называется Рапа-Нуи).
И вот поворот к Рано-Рараку. Рано-Рараку это вулкан на склонах которого была настоящая фабрика по изготовлению моаи. Некоторые моаи до сих пор лежат в нишах скал незаконченными, а многие разбросаны по зеленым склонам.
Именно склоны вулкана Рано-Рараку это те самые открыточные виды острова пасхи с головами моаи торчащими под разными углами из сочной зеленой травы. Тут уже и туристов побольше, многие с гидами.
Возле Рано-Рараку есть небольшое кафе, но выбор там невелик.
Совсем рядом с фабрикой моаи расположилась и самая внушительная платформа - аху Тонгарики. На ней в ряд стоят целых 15 моаи и еще есть одно пустое место, видимо специально оставили, чтобы в наше время туристы могли сделать фото с собой в виде 16го моаи.
От аху Тонгарики дорога пересекает остров и уходит в сторону пляжа Анакена. Справа осталась рекреационная зона. На острове Пасхи их несколько и въезд на них закрыт.
Путь к пляжу это еще 14-15км, но солнце уже почти в зените и печет нещадно. Запасы воды подходят к концу, хоть мы и взяли 3 литра воды...
И вот наконец-то пляж Анакена. Большой паркинг, кафе, рестораны, пальмовая роща, аху Нау-Нау с семью моаи и белоснежный пляж.
Это по сути единственный нормальный пляж на всем острове Пасхи. Сюда обычно доезжают или во время поездки по острову или специально из Ханга-Роа. На пляж Анакена есть трансферы - туда обратно 7000 песо.
Если вы любите пляжный отдых, то вам должно понравится. Единственное чем тут можно заняться это загорать и купаться. Дно в океане тут песчаное и с трубкой маской делать там нечего, да и людей на пляже не мало, так что искупавшись пару раз мы попедалили назад.
Время уже 5 вечера, а солнце едва-едва отошло от зенита. Похоже, что на острове Пасхи действует не совсем географически верный часовой пояс. Солнце в зените около 14-15 часов дня. Восход около 7 утра, а закат после 21. Видимо это сделано для удобства туристов, чтобы с континентом не такая большая разница была.
Дорога назад идет через центр острова и сначала поднимается к паре маленьких вулканов, а потом спускается вниз. Оххх как же нелегко даются эти километры в горку под раскаленным солнцем...
В городок мы вернулись к 7 вечера пора бы и о ужине подумать. Еду мы готовили в основном сами. Завтраки захватили с собой с континента, на ужин же покупали сосиски, макароны и овощи на салат. Мясное тут почти все привозное и не очень хорошего качества, но что поделаешь... Правда пару раз мы все же сходили в местный ресторанчик. Во многих есть не только основное меню с ценами от 20$ за блюдо, но и меню для просто поесть. Цены в меню "просто поесть" обычно от 10-12$ за блюдо, и не стоит забывать, что вам включат 10% за обслуживание.
Однако стоит заметить, что даже при заказе из меню "просто покушать" нам принесли гренки с помидорной сальсой, салат, а порции были большие, так что можно легко наесться.
На следующий день мы решили прогуляться по берегу от аху Тахаи и дальше, но как-то так вышло, что прошли весь маршрут своего второго планируемого дня на великах.
Итак от аху Тахаи мы пошли вдоль океана в сторону противоположную городку. По дороге встречались аху, но не восстановленные, спорт площадки, полудикие кони, кстати коней сюда когда-то давно завезли с материка и они тут расплодились, теперь бродят по всему острову, гадят и попадают в аварии с машинами.
Остров Пасхи вулканического происхождения и почти все берега тут лавовые, а где были большие потоки лавы там часто образуются лавовые пещеры, так и тут. На языке Рапа-Нуи пещера это Ана. Первой крупной пещерой на пути была Ана Какенга. Вход в нее узенький, а когда мы подошли оттуда вылезли две здоровые собаки. Ну ее подумали мы и пошли к обрывам.
Кстати о собаках, их на острове очень много и почему то все довольно крупные. Часть из них в ошейниках, часть без. Они бродят везде, ластятся к людям, просят почесать за ушком и ведут себя очень дружелюбно, но все же их слишком много.
Позже оказалось, что другого входа в пещеру нет и мы таки полезли в узкое отверстие встреченное ранее. На этот раз собак там не было, зато был темный узкий проход, который расширился и привел к двум туннелям поменьше, каждый из которых имел выход в сторону моря, где отвесная скальная стена обрывалась в океан (так непривычно писать океан, ведь обычно рядом с землёй всегда есть какое-то море, а потом уже где-то океан, но на острове Пасхи это не так).
После первой пещеры было еще несколько других, информационные таблички говорили примерно то же самое о всех пещерах: во время воин использовались как укрытие, а в мирное время как места религиозного культа.
И вот дорога поворачивает вглубь острова, дальше вдоль моря рекреационная зона и вход/въезд туда запрещены. Дорога же приводит к еще одной лавовой пещере под названием Банановая. Тут в лавовом разломе выросла небольшая банановая роща, а во все стороны от нее уходят лавовые туннели.
Немного дальше расположился необычный аху с семью моаи - аху Акиви. Это единственный аху, который расположен почти по центру острова, а моаи на нем смотрят в сторону океана, а не вглубь острова как на других платформах. Говорят он имел какое-то особое значение, но как обычно это только догадки учёных.
Дорога домой ничем не примечательна и проходит через поля и ананасовые плантации, хорошо, что в город нас подвезли сердобольные туристы.
Кстати, если вы разговорчивы и готовы кооперироваться, то все возможно. Ребята, которые были всего месяц назад на острове Пасхи и с которыми мы познакомились в Перу, скооперировались с испанцем и взяли машину на всех, тем более - в результате за один день объехали все еще и с личным переводчиком с испанского.
Из достопримечательностей остался только вулкан Тери Вака, но что там делать?! Высота всего 500 метров да и он уже давно потух - ничего интересного решили мы и не пошли на него.
У нас еще оставалось 3 дня, а интересности подошли к концу. Ну да ничего не поделаешь, будем просто отдыхать и вливаться в островную жизнь, а то когда еще представится такая возможность.
Кстати об островной жизни и связи с большим миром. На острове Пасхи действуют две мобильные сети movistar и entel (даже с мобильным интернетом, хоть и не быстрым), к сожалению claro, который был у нас еще из Перу и магическим способом работал в Чили, тут не действует. В нашей халабуде wi-fi не было, но мы обнаружили в городе 3 места с бесплатным интернетом от правительства Чили. Интернет конечно ужасно медленный, но прочитать почту и выложить фото себя с моаи можно.
В городе есть еще пару предлагаемых развлечений:
- дайвинг - главная достопримечательность это не настоящая статуя моаи под водой, стоимость 50$
- прогулки на лодке к островкам
- каное
Но даже эти варианты времяпровождения еще нужно найти, рекламы нет почти никакой и только у дайвинг центров есть вывески. Вообще складывается впечатление, что не от тебя как от туриста местные хотят получить деньги, а ты должен найти на что их потратить, хотя с местными ценами это не проблема.
Ещё в Ханга-Роа есть два официальных пляжа, оба с каменистым дном с завозным песком на берегу.
Утром когда отлив (так было в январе) пляжи почти пустые, зато после обеда на них не протолкнуться. Оба пляжа небольшие, но в одном водное пространство отгорожено от открытого океана камнями, такой себе лягушатник. Второй пляж, расположенный рядом с лодочной станцией, побольше, но довольно мелкий, однако главное тут можно встретить зеленых морских черепах. С одной из них нам удалось поплавать, хоть это был и небольшой экземпляр, панцирь всего сантиметров 70-80.
Жизнь в Ханга-Роа течет неспешно, целый день народ шастает по улицам, работы с утра и до вечера тут не много: инфо центр, аэропорт, несколько магазинов покрупнее и кафе. Во всех небольших магазинчиках и маленьких кафе похоже заправляют хозяева, а значит вы можете найти его открытым или закрытым вне зависимости от дня недели или времени дня.
Похоже, что большинство тут живёт как раз той жизнью, которую описывают многие европейцы в мечтах: райский остров, океан, деньги ежедневно сами прилетают самолётом, тебе остаётся достроить пару домиков на участке, собирать деньги с понаехавших туристов и жить в свое удовольствие.
Но не тут то было... Хочешь новый велик - слетай на материк, хочешь скоростной интернет - а нету, захотел на лыжах летом (местной зимой) покататься - только на материке, и так со всем... Только авокадо, ананасы да манго местные.
Вам решать жить ли на таком удаленном острове, хоть и в расслабленной атмосфере, а нам надоело и мы летим назад, на большую землю! Чилийская Патагония ждёт!
P.S. южноамериканское путешествие продолжается - подписывайтесь на нашу страничку в facebook, а также подписывайтесь и смотрите наши видео на youtube.
И не забывайте написать в комментариях, что мы забыли, а вам было бы интересно узнать!
P.P.S. видео с острова Пасхи уже тут:
Остров Пасхи позади, а мы отправляемся дальше на юг, ведь сейчас январь и южное лето уже в самом разгаре
Каретера Аустраль - дорога мечты на крайнем юге
Дорога Carretera Austral входит в десяток самых живописных авто дорог мира, а проходит она по северной и центральной части Чилийской Патагонии.
Дорога Каретера...