Как и любая техника мотоцикл требует некоторого ухода. По этому перед тем как отправится в дальнюю дорогу стоить провести ТО мотоцикла, и проверить его основные узлы - двигатель, привод, тормоза, электрику. Так же в пути могут потребоваться некоторые работы по регулярному обслуживанию, и необходимые для этого материалы и инструменты.
Недавно мы вернулись из трехмесячного путешествия на мотоцикле вокруг Европы, и в этой статье я постараюсь поделится опытом полученным в пути.
Если у вас мотоцикл с цепным приводом, то обязательным атрибутом в путешествии будут средства по уходу за цепью - смазка и очиститель, если поездка не очень длительная и не предвидится большое количество грязи то можно обойтись без очистителя, только смазкой. Наиболее удобно использовать специальную смазку в виде аэрозоля который распыляется на цепь. Еще одним вариантом является установка системы автоматической смазки цепи, или как ее часто называют scottoiler. Это система состоящая из емкости с маслом и системы трубочек которые подают масло к цепи, таким образом цепь постоянно смазывается маслом.
Также в поездке очень пригодится пачка влажных салфеток для протирания визора мотошлема от размазанных мух и прочих насекомых, такие салфетки очень хорошо удаляют даже засохшие ошметки насекомых, но они так-же могут стереть и водоотталкивающее покрытие на визоре шлема.
К сожаление от различных проблем и поломок не застрахован ни один механизм, в том числе и мотоцикл. Так что нужно быть готовым устранить мелкие проблемы с мотоциклом самостоятельно. Для этого понадобится некоторый набор инструментов и хотя бы примерное представление, что где находится, как работает и зачем нужно. Это не значит что обязательно нужно знать как полностью раскрутить двигатель мотоцикла и заменить поршень, так как современные мотоциклы довольно надежные и с большой вероятностью не доставят хлопот в дороге. Однако как поменять лампочку в поворотнике, или подтянуть цепь следует знать каждому мотопутешественнику.
В большинстве случаев для мелкого ремонта мотоцикла в дороге будет достаточно набора гаечных ключей, набора шестигранников, пары отверток и плоскогубцев, не лишним будет и простой мультиметр для замера напряжения. Новые мотоциклы при продаже обычно комплектуются набором инструментов, но часто этот набор теряется при перепродаже или в ходе эксплуатации. Так что приходится собирать такой набор самостоятельно. В конце статьи приведен мой список необходимых инструментов, к счастью, пока в нем практически не было надобности.
Так же одной из распространенных и неприятных проблем на дороге является прокол колеса мотоцикла. Хорошо если это случилось в городе и мотоцикл можно докатить до ближайшего СТО, но если прокол случился на безлюдной дороге вдали от цивилизации, то это может стать серьезной проблемой. Так что умение отремонтировать самостоятельно прокол является очень полезным. Для начала стоит упомянуть что мото покрышки могут быть двух типов - камерные и бескамерные. Соответственно для ремонта разных типов нужен будет разный набор инструментов. Камерные колеса более ремонтопригодны в полевых условиях, камеру мотоцикла можно заклеить специальными латками и использовать дальше. Или просто возить с собой запасную. Для снятия покрышки с обода колеса понадобится набор монтажек, для накачивания понадобится насос, можно использовать электрический который подключается к аккумулятору мотоцикла или небольшой ручной. Однако бескамерные покрышки могут пережить несколько мелких проколов, благодаря тому что внутри покрышки содержится некоторое количество специального вещества которое заполняет прокол и не позволяет воздуху выходить. Но уж если такое колесо полностью спустит, то в полевых условиях накачать его будет проблематично из-за того что покрышка должна плотно прилегать к ободу не выпуская воздух.
Еще одна неприятность - перегорание лампочек в фаре или поворотниках мотоцикла. В данном случае поможет только замена лампы. Поэтому стоит иметь парочку запасных ламп.
В числе прочего, полезно иметь запасные свечи зажигания (по количеству цилиндров), всякие винтики, шайбочки и гаечки, на случай если где-то что-то открутится или разболтается. Несколько пластиковых затяжек, холодную сварку, куски провода, и прочую мелочевку. И конечно же волшебную синюю изоленту и проволоку, с помощью этих вещей можно починить практически любую поломку...
Также неплохо иметь с собой инструкцию по эксплуатации и ремонту мотоцикла, можно в бумажном виде или закачать ее на телефон/планшет/другой гаджет, главное чтобы он не разрядился в самый нужный момент.
Еще очень полезной вещью является чехол на мотоцикл. Он занимает не очень много места, зато выполняет сразу несколько полезных функций - защищает мотоцикл от дождя во время стоянки, ночью защитит от выпавшей росы, которая может быть очень обильной. Так же накрытый чехлом мотоцикл вызывает меньше интереса у окружающих людей, будет меньше желающих залезть посидеть или открутить что-нибудь от мотоцикла. В солнечную и жаркую погоду мотоцикл в чехле не так нагревается на солнце. Чехлы бывают термостойкими и не термостойкими. От этого зависит можно ли прожечь в нем дырку об горячую выхлопную трубу или двигатель мотоцикла. Однако не все так однозначно как может показаться, термостойкий чехол как правило занимает больше места и стоит дороже. А подождать 5-7 минут чтобы мотоцикл остыл не так уж и сложно…
Иногда очень полезной может оказаться бутылка с бензином запасенная заранее, тогда не придется толкать мотоцикл до заправки или пытаться кого-то остановить на трассе. В дополнение к бутылке стоит взять небольшой кусок трубки или шланга для слива бензина.
Кстати, с заправками даже в Европе, не всегда все бывает хорошо, например в Испании они могут не работать во время сиесты, а в Италии есть две разных цены на бензин. Подробнее об этих нюансах можно почитать в этой статье:
Итак, вот список инструментов которые я беру с собой в путешествие на мотоцикле или в мотопоездку на несколько дней:
- набор головок от 8 до 23 (зависит от того какие на вашем мотоцикле есть гайки)
- небольшой разводной ключ
- набор шестигранников
- отвертка плоская
- отвертка плоская большая
- отвертка крестовая
- плоскогубцы
- нож
- мультиметр
- Запчасти и сопутствующие товары:
- балончик с маслом для цепи
- пара свечей зажигания
- пара лампочек
- набор запасных предохранителей
- запасные камеры на переднее и заднее колесо
- холодная сварка
- винтики/гаечки
- кусок проволоки
- кусок электропровода
- изолента
- пластиковые затяжки
- кусок наждачной бумаги
- бутылка с бензином и трубка для слива бензина
- заплатки для камеры и клей
- велонасос
На первый взгляд может показаться, что все эти вещи будет сложно уместить в багаж на мотоцикле, ведь кофры или сумки не такие уж и большие, но как показывает наш опыт - если не брать ничего лишнего, то все влазит. Подробнее о том, что мы берем с собой в длительные путешествия на мотоцикле, а что оставлем дома, можно прочесть в статье Что взять с собой в мотопутешествие
Также полезно будет прочитать статьи про выбор мотокофров, какие они бывают, в чем плюсы и минусы, и почему мы используем мягкие мотокфры - сумки.
И еще небольшая статья о том как мы самостоятельно сделали крепление для кофром на нашем мотоцикле Honda Transalp 650 - изготовление мото- багажной системы
Украинский мотопутешественник Алексей Коровин тоже поделился своим опытом по подготовке к мотопутешествию. В этом ролике он рассказал, что берет с собой и для обслуживания и ремонта мотоцикла в путешествии.