Альпы - горная система, которая находится прямо по центру Европы. Свой кусочек Альп есть у четырех стран Австрии, Швейцарии, Франции и Италии. Сначала мы планировали побывать всех этих странах в одну поездку, но как говорится не сложилось и Францию мы пропустили. Итак начнем...
Как-то сидя вечером дома мы все думали куда же поехать, дальние поездки с перелетами отменялись, а все из-за продолжавшего бушевать коронавируса. Но при этом в Европе было довольно свободно и можно было свободно ездить между странами, ночевать в отелях, любоваться достопримечательностями и только некоторые регионы требовали особого внимания.
Вообще в этом году тема путешествий на машине и автотуризм выходит на первый план из-за проблем с дальними перелетами.
Ну что ж, Европе так Европа, отпуск есть - надо ехать. Закралась мысль вне сезона сходить на Монблан. А именно в начале октября, ведь в конце сентября многие подъемники закрывают на техническое обслуживание, а приюты закрывают на зиму. И уже не нужно бронировать ночевку, которая мало того что дорогая, так еще и не забронируешь с дня на день, а только за несколько месяцев вперед.
Паша уже был на Монблане, тогда нам пришлось очень быстро пересмотреть план восхождения из-за непогоды...
Моё экспресс восхождение на Монблан
Изначально восхождение на Монблан планировалось не по классическому маршруту через приюты ТетРус и Гутера, а по маршруту от приюта Космик (Refuge des Cosmiques) через три вершины Монблана - Mont Bl...
И вот сейчас мы подумали, а почему бы и нет? И начали собираться на Монблан... Позвали знакомых туристов. Но, к сожалению, в последний момент у них по личным обстоятельствам все перенеслось, а мы решили не менять планы.
А план был шикарный - едем через Швейцарию, акклиматизируемся в районе Маттерхорна, потом быстренько в Шамони и наверх, как раз обещали отличное погодное окно, а потом не спеша прокатится вдоль Альп, заехать в итальянские Доломиты и пройти известную виа-феррату в Австрии.
Виа ферраты - что это и как туда попасть?! Наш опыт на Donnerkogel Intersport
Виа феррата - как говорит Википедия, это скальный участок оборудованный дополнительными элементами помощи и страховки, а именно ступенями, лестницами, тросами и так далее. В общем то виа ферраты да...
Но, на удачу надейся, а сам не плошай. Мы смотрим за два дня до выезда погоду, а заодно решаем глянуть как там с приютами на Монблане - и тут шок! Они работают и до середины октября не закроются, сезон продлевается! И даже если мы готовы заплатить за приют, то на наши даты уже нет мест.
Решаем не откладывать поездку, так как с каждой неделей погода становится все более холодная и поехав через две недели можно попасть в совсем уже зимние приключение. Что же делать, ведь освободилось около 5-6 дней поездки. Так мы же будем возле Маттерхорна верно?! А может попробовать... Тут же начинается изучение что и как. На Маттерхорне тоже приют, который в сезон надо бронировать ой как заранее, но тут его уже закрыли и в нем тоже есть зимнее помещение!
Маттерхорн - это тебе не Монблан, не такая треккинговая вершина, тут уже и лазанье и дюльфера, но попробовать то стоит?
И вот день Х настал - едем!
По быстрым немецким автобанам добираемся до маленького даже карликового государства - Лихтенштейн. Всю страну можно проехать за пару часов машиной, но не могли же мы ее просто проскочить - заезжаем в столицу город Вадуз. Этакая большая горная европейская деревня. Все маленькое, чистое и аккуратная. Пешеходная центральная улица, замок на ближайшей горе и в общем то все... Тут есть еще пешие маршруты по окрестным горам, но нас ждет Маттерхорн. Так что погуляв и пообедав отправляемся дальше.
И вот мы уже в Швейцарии. По ощущениям горы везде, а если не горы, то хотя бы холмы. В Швейцарии дорого даже в кемпингах. Ночь для одной машины и двух человек с палаткой обойдется в 30-35 швейцарских франков (28-33 евро), погода хорошая и мы заранее смотрим где бы можно было остановиться по дикому... Но в Швейцарии по дикому не очень можно, точнее можно но не во всех кантонах (областях). Так что нужно изучать сайты каждого кантона. Попробуем воспользоваться приложениями iOverlander и park4night. В них не равнодушные люди делятся местами, где можно остановиться на ночь в машине или кемпере, возможно поставить палатку. Через приложение находим отличное место, фото с гугл мапс доказывают, что остаться там на ночь можно, а стоит это всего 5 франков - отлично! Еще и по дороге...
Сомнения начинают закрадываться, когда мы проехали шлагбаум, который иногда закрывают, когда дорога закрыта... на зиму, например. Итого место находится на высоте около 2000 метров, на перевале, на данный момент заснеженном. Местные работники сказали, что если мы хотим остаться в палатке, то можем даже не платить и посмотрели на нас странно - типа, ну какой дурак сейчас будет спать в палатке...
Время было раннее, а снег вокруг не радовал и мы решили посмотреть еще одно место, которое было отмечено на карте приложения как место для ночевки. И вот мы на месте - старая дорога, которая идет параллельно новому шоссе, озеро, заснеженная поляна, высота около 2000 метров. Но зато нет строений и не так людно. И мы решили остаться. Все бы хорошо, но в сумерках к нам приехали какие-то люди на машине с мигалками и сказали, что дорогу закрывают на ночь. Мы думали нашу второстепенную, но оказалось что основное шоссе на перевал закрывают, а к нам они заехали увидев машину с шоссе. Они ничего не имели против того, что мы останемся на ночь, но не могли сказать во сколько откроется дорога - может в 7. может в 9, как лед растает...
Ну что ж рисковать так рисковать - и мы остались. Нам не мешал шум машин или другие люди - дорога закрыта, а вокруг никого, только горы и звездное небо. Утром по дороге проехала посыпалка и уже через полчаса шоссе открыли!
Сегодня мы планировали как можно быстрее приехать в Церматт. Но вот незадача по дороге еще один перевал, который оказался закрыт... на зиму! на всю зиму! Объезд это почти целый день пути, но ведь не могут люди каждый раз делать такое кольцо! Пообщавшись с местным из горного приюта мы выяснили, что в соседнюю долину ходит автопоезд и стоит он всего 27 швейцарских франков. Ездит между Realp и Obergoms. Машины въезжают на специальный поезд платформу и в путь. Минут через 20 на месте и тут же поезд едет назад. Так что каждый час можно уехать, правда ночью не ходит.
И вот мы уже почти в Цермате, а точнее в поселке Таш, дальше на машине нельзя - только пешком или на красненьком швейцарском поезде. Пешком это около 1.5 часов - 5 км и набор высоты, а у нас собой куча вещей, мы же на гору собираемся!
Цена билетов в 16 евро немного кусается, но решаем, что была не была - едем и радостно обнаруживаем, что 16 евро это в две стороны! Машину паркуем на одном из множества паркингов в Таше. Цены тут тоже не очень гуманные (от 11 франков в день), ну да ничего не поделаешь.
В первый день, а точнее пол дня мы отправляемся на трек 5 озер, погода отличная, Маттерхорн возвышается над головой во всей красе. Трек 5 озер знаменит тем, что в 3 из 5 озер отражается Маттерхорн, правда если нет ветра и на озере не будет ряби. К началу трека можно подъехать на канатной дороге или подняться пешком, все зависит от вашей физической и материальной подготовки :)
Мы зашли немного выше, хотелось побыть хотя бы на высоте около 3000м, а то акклиматизации высотной то нет :( Пишут, что очень хорошая акклиматизация это сходить на соседний с Маттерхорном четырехтысячник, но подходов там на 3 дня или на канатке за часик, правда билет стоит больше 100 евро. Пришлось акклиматизироваться на более низких высотах, а завтра идем к приюту Хорнли Хут на склонах Маттерхорна.
Вечером стал накрапывать дождик, но прогноз обещал хорошую погоду и мы с надеждой пошли спать.
Кстати, в Цермате есть хоть и небольшой, но отличный кемпинг. Скорее всего в сезон тут очень много народу, но в начале октября, кроме нас была всего одна палатка. Он расположен совсем недалеко от жд вокзала и рядом с супермаркетом. В нем есть общественные помещения с отоплением и горячим душем, опять же не знаю как летом, а осенью это было ну очень актуально.
И вот утро, вокруг туман, а небо затянуто. Ничего не поделаешь, план есть план - собираемся, вещи, которые не пригодятся оставляем в камере хранения на жд вокзале. 1.5 километра по поселку и мы у подъемника к Шварцзи - Черному озеру. Именно от него начинается дорога к Хорнли хут. Конечно же этот путь можно пройти пешком, но мы надеемся что после обеда развиднеется и мы сможем хоть чуть-чуть проверить путь на Маттерхорн.
Подъемник стоит около 35 франков в одну сторону и еще 1 франк за масочку - так как тут повязка (бафф) не проходит. 10 минут - пересадка - еще 10 минут и мы на месте. Все затянуто, улучшения погоды не предвидется, вокруг снег, о котором нас еще девушка в кассе предупреждала. Кроме нас в сторону приюта пошли еще несколько человек и следы вроде на снегу есть, правда похоже только двух человек. В какой-то момент люди вокруг пропали, но следы вели нас наверх.
И вот станция канатки, которая работает в зимний сезон. Следы закончились. Дальше сами...
Трек на карте есть, иногда указатели встречаются... Вокруг все так же затянуто. К обеду притопали мы к приюту Хорнли Хут. Здоровое здание, такой себе горный отель с большой террасой. Правда сейчас тут пусто, столики убраны, и Маттерхорн спрятался за тучами.
С дальней стороны от тропы и со стороны Маттерхорна есть лестница, которая ведет на второй этаж, где расположилось зимнее помещение. Большое комфортное место для 20 человек, с маленькой кухней (столом и лавочками) и туалетом. Как обычно в приютах в углу в ящике какая-то еда, которую оставили предыдущие туристы и главное вода. Ведь воды тут нет, только снег топить.
Зимняя часть приюта платная, стоит 20 франков, заплатить можно через вебсайт заранее или после, никто по сути не проверяет.
Пообедав выглядываем наружу, а может развиднелось, но нет... Иногда бывают просветы и видно хребет ведущий к вершине. Но это не часто и все равно потом затягиваем. И все же не сидеть же без дела и мы решаем пойти посмотреть путь, ведь на вершину нужно выходить еще затемно и неплохо бы знать путь. Только мы собрались как пришел еще один человек - молодой немец, собирается завтра на вершину, говорит прогноз на завтра очень хороший. Отлично! Тем более стоит пойти посмотреть что там и как.
Основной подъем начинается где-то в 200-400 метрах от приюта и ты сразу видишь разницу и с Эльбрусом и с Монбланом и многими другими вершинами, а все почему, А потому что тропы нет, а есть скала на которую надо залезть. На самом деле это еще не самый сложный участок, но все же мы не готовы были вот так сходу. Но ничего не поделаешь тут весит канат, чтобы придерживаться, но можно и просто лазанием - по сути ничего особо сложно, разве что снег и лед на камнях мешают.
Паша пролез первым говоря неприличные слова в сторону обледеневших камней, я была второй и что-то мне стремно стало без страховки лезть... Пришлось по быстрому организовать страховку. Дальше уже больше надо идти, чем лезть, правда тут сплошные каменные тропы, а маркировки или туриков нет. Приходилось почти угадывать куда идти, иногда встречались шлямбура и было ясно, что идем куда надо.
Дойдя до первого кулуара мы задумались как его проходить снизу, траверсом или обойти сверху. Что-то наподобие тропок уходило во все стороны...
И вот стоим мы и думаем: камни частично под снегом и льдом, дороги мы не знаем (записанный трек в gps, это только чтобы совсем не туда не уйти), световой день уже не такой длинный, других групп по которым можно ориентироваться нет... И вот тут приходит понимание, что наверное сейчас ну или завтра не стоит идти на гору, не готовы мы сейчас. Но Маттерхорн показал себя очень интересной вершиной и даже я, которая не особо любит восхождения подумала, что стоит... не сейчас, но в будущем стоит...
На спуске, чтобы отработать технику и чуть ускорить спуск повесили пару дюльферов, вот мы уже стоит на старте маршрута. Тяжело вот так понимать, что не удалось, но ведь и подготовки не было.
Ночью на вершину ускакал немец, кстати он очень тихо собирался. Утро нас встретило идеальной погодой вершина во всей красоте - скальная пирамида на фоне синего неба. Поснимав вокруг мы неспешно пошли вниз. В этот раз по пути к канатке мы встретили множество людей, которые в хорошую погоду решили прогуляться поближе к Маттерхорну, но среди них не было видно альпинистов - не сезон.
До канатки мы добежали резво, еще куча времени так что вниз идем пешком, а это долго и нудно, зато горы красивые вокруг. Через пару часов уже не хотелось ни гор, ни озер, а побыстрее вниз в Церматт.
Мы решили не задерживаться и уже сегодня переехать в Таш и забрать машину, что мы с успехом и осуществили. Дальше нас ждали Доломитовые Альпы в Италии, но прогноз погоды говорил, что еще 4 дня там будет лить дождь... И вообще а Альпах будут осадки куда не поедь. Ближайшим местом без осадков оказалась Болонья, но до нее было далековато и мы решили по дороге заскочить в Верону.
По дороге в Италию мы просто не могли пропустить самый известный виадук в Швейцарии - Landwasser Viadukt. Кстати это виадук даже включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО и он работает, т.е. по нему согласно расписанию ездят ярко-красные швейцарские поезда.
Возле виадука есть несколько смотровых площадок. Главная внизу у его основания, именно тут можно понять насколько же он высокий, тут есть небольшой киоск и столики и можно попить горячего чая/кофе с видом на виадук. А может быть прогуляться вдоль реки.
Вторая площадка находится рядом на склоне, тропинка к ней ответвляется на полпути от паркинга к нижней смотровой площадке. Именно отсюда открываются открыточные виды на виадук, а поезда кажется проходят совсем рядом. Приближающийся поезд хоть и негромко, но отчетливо слышно и можно успеть приготовится сделать фотографии.
Еще несколько часов пути и мы в Вероне.Тут уже не льет дождь и погода хоть и облачная, но вполне приятная, да и температура значительно выше. Мы первый раз были в Вероне и мне там понравилось, уютный старинный городок, в котором даже свой колизей есть.
Через пару дней, дожди пришли и сюда и мы поехали дальше на юг.
Болонья порадовала еще более теплой погодой, хоть и с небольшими осадками. Ну да в Болонье это не мешает гулять ведь весь город пронизывают галереи, которые позволяют любоваться красотами города без зонтика даже в дождливую погоду.
Не буду много писать о достопримечательностях этих городков, но хочу сказать что это был отличный отдых после горной жизни. А о достопримечательностях можно прочитать в нашей статье из мотопутешествия (мы кстати сами ей воспользовались, чтобы вспомнить, что же посмотреть в Болонье).
Болонья - город университетов на севере Италии
Болонья известна своими башнями и длинными аркадами (около 38 км только в историческом центре). Здешний исторический центр хорошо сохранился и считается одним из крупнейших в Италии — все это благо...
И вот погода в Доломитах налаживается - едем обратно. Главной нашей целью было пройти кольцевой маршрут в Доломитовых Альпах вокруг Трех Вершин - Tre Cime. Конечно же мы проехали еще пару знаковых мест и перевалов, на одном из них мы даже сходили на небольшую заснеженную виа феррату.
Tre Cime - как к ним добраться? Есть как минимум два варианта. Первый самый популярный и самый просто - паркинг возле приюта Auronzo, именно тут начинается маршрут вокруг трех вершин. Но главная проблема, что проезд к паркингу по частной платной дороге. Легковая машина на 1 день стоит 30 евро. Еще можно туда доехать автобусом из окрестных деревень, но уже не сезон и автобусов не было.
Второй вариант - это оставить машину на паркинге возле озера Dürrensee и подняться на плато к Трем Вершинам, главный минус в этом маршруте это полтора часа подходов и набор высоты в 500 метров.
Световой день уже не очень длинный, а может мы стареем, но мы выбрали платную дорогу. Оставив машину на паркинге мы вышли на маршрут. Вокруг все заснежено и какие-то нереальные пейзажи! Весь маршрут вокруг трех Вершин, а именно так переводится Tre Cime, занимает 3-4 часа неспешной прогулки. Хотя если вы едете летом, то можно продлить прогулку отправившись на виа-феррату, или пройдясь в соседнюю долину. Пеших маршрутов тут очень много и каждый стоит попробовать.
Подробнее о доломитовых Альпах и маршруте вокруг Tre Cime вы можете посмотреть в нашем видео. И не забывайте подписываться на наш канал, ведь еще много чего интересного ;)
После Доломитовых Альп мы собирались поехать в Альпы Австрийские и погода нам благоволила - обещали просто отличную погоду. По дороге мы заехали в ущелье Liechtensteinklamm. Еще совсем недавно оно было закрыто из-за технических работ, но сейчас снова открыто. Вход стоит около 10 евро, но поверьте это того стоит. Весь маршрут это около 1.5 километров сплошных лестниц и дорожек над ущельем. В некоторых местах ущелье сужается всего до пары метров, а в конце тропы нас ждал водопад.
Мне очень понравилось и узкое ущелье и голубая вода внизу, а ступени сделанные в виде спирали это вообще супер!
Неподалеку от ущелья есть еще замок Hohenwerfen. Это небольшой старинный замок, который расположился на пригорке, от его стен открывается отличный вид на долину, и если вы проезжаете мимо, то стоит заехать. Примерно каждый час от ворот начинаются экскурсии по замку.
Мы же решили, что пора уже ехать в свой поселок недалеко от озера Gosau. Именно возле этого озера находится виа-феррата Доннеркегель с просто невероятным подвесным мостом над обрывом. Подробнее о этой виа-феррате читайте в статье ->
Виа ферраты - что это и как туда попасть?! Наш опыт на Donnerkogel Intersport
Виа феррата - как говорит Википедия, это скальный участок оборудованный дополнительными элементами помощи и страховки, а именно ступенями, лестницами, тросами и так далее. В общем то виа ферраты да...
После успешного прохождения виа-ферраты мы отправились домой, отпуск подходил к концу, а нам еще нужно было проехать больше 800 километров. Тем более, что в год коронавируса сложно предсказать как будут проходится границы и не ввела ли какая-то страна вчера, а может и сегодня дополнительный осмотр или правила въезда... Конечно мы все проверяли, но нельзя быть готовым ко всему.
И вот мы дома... Пишем статьи готовим видео из поездок и надеемся, что скоро все границы будут снова открыты для путешествий, так что пора задуматься куда мы поедем в следующий раз.
Видео о нашей поездке с эпичными кадрами с дрона и другими интересными подробностями смотрите на нашем канале в ютубе: